Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Содержание
  1. Перевозка тяжеловесных грузов – основные правила и нормативы
  2. Правила и нормы перевозки
  3. Необходимые знаки оповещения
  4. Разрешение для транспортировки
  5. Основные правила
  6. Подводя итоги
  7. Правила и рекомендации при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  8. Особенности правил
  9. Специфика транспортных перевозок с крупногабаритным грузом
  10. Организация безопасного движения транспорта с габаритным грузом
  11. Меры осторожности при перевозке габаритных грузов
  12. Организация перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  13. Что такое негабарит
  14. Кто выдает разрешения на перевозку нестандартных грузов?
  15. Особенности получения разрешительной документации
  16. В каких случаях не нужно получать разрешение?
  17. Автомобили сопровождения
  18. Прочие меры безопасности
  19. Особенности процесса доставки
  20. Правила и особенности перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом
  21. Что понимают под крупногабаритным и тяжеловесным грузом?
  22. Правила и особенности перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  23. Требования к автотранспорту
  24. Требования к перевозчику
  25. Требования к документам
  26. Ограничения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  27. Перевозка крупногабаритных грузов
  28. Существующие категории тяжеловесов
  29. Каким требованиям должен соответствовать транспорт, перевозящий тяжеловес
  30. Правила дорожного движения и перевозка негабарита
  31. Транспортировка негабаритных грузов
  32. Регламентирующие документы
  33. Есть глава 5, в которой есть статья 31 включает в себя такие пункты:
  34. Приказы:
  35. Постановления:
  36. Штрафы и наказания:
  37. Негабаритный груз — это
  38. Пдд рф устанавливает следующие параметры негабаритных грузов:
  39. Пдд о перевозке грузов
  40. Специальные требования транспортировки грузов
  41. Особые правила, которые необходимо соблюдать при управлении транспортом с грузом либо без:
  42. В россии, определение «тяжеловесный» — это транспорт и груз, значения которых входят в один из следующих пунктов:
  43. Знаки, используемые при транспортировке грузов:
  44. Автомобиль прикрытия негабаритных грузов
  45. Требования к автомобилю прикрытия:
  46. Международные и перевозки по России негабаритных грузов
  47. Как получить разрешение на перевозку негабаритов
  48. В каких случаях запрещена перевозка таких грузов
  49. Правила негабаритных грузов
  50. Фото машин с негабаритными грузами

Перевозка тяжеловесных грузов – основные правила и нормативы

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Транспортировка тяжеловесных и, как правило, негабаритных грузов осуществляется на основании определенных правил и основных стандартов, зафиксированных законом. При этом стоит понимать, что при осуществлении такого процесса, как перевозка тяжеловесных грузов, опираться нужно на самые обычные ПДД.

В перевозке разных тяжеловесных товаров и объектов актуальна особая инструкция относительно перевозки габаритных объектов стандартными грузовиками по трассам страны.

В процессе передвижения соблюдается инструкция, которая призывает обращать пристальное внимание на основные нагрузки, что возлагаются на ось машины.

Важно, чтобы их общее значение не превосходило параметры, которые разрешены предприятием, выпустившим транспорт. Придется принимать во внимание общую массу присоединенного полуприцепа.

Важно! Общий уровень безопасности в дороге зависит от опыта сотрудника транспортной компании. Современные правила перевозки тяжеловесных грузов и объектов требуют от таких специалистов, как минимум, контроля над общим качеством провоза, над расположением объекта на платформе. Нужно соблюдать правила перевозки крупногабаритных грузов.

Правила и нормы перевозки

Доставка тяжелых товаров допустима в ситуации, если будет выполнен ряд определенных условий.

Только так можно не просто защитить компанию от финансовых потерь в виде штрафных выплат, но также обеспечить полную безопасность водителю, всем участникам основного дорожного движения и самому товару.

Итак, перевозка тяжеловесного груза разрешена исключительно при выполнении следующих важных условий, которые касаются груза:

  • Не осложняет обзор водителю;
  • Ни с какой стороны не оказывает пагубного влияния на общую устойчивость машины;
  • Не закрывает установленные светоотражатели, разные опознаватели и осветительные устройства, не мешает полноценному видению стандартных сигналов, которые профессионал подает своей рукой;
  • Совершенно не создает шумовых помех, не пылит, не выдает вредного воздействия на трассу и на среду.

При нарушении одного из перечисленных условий, задачей профессионального водителя будет устранение всех возникших нарушений.

При отсутствии такой возможности, водитель должен сразу прекратить перевозку или ему и всей транспортной фирме будет назначен серьезный штраф за полное нарушение ПДД.

Не стоит забывать, что нарушение установленных правил перевозки часто приводит к серьезным проблемам и к опасным ситуациям.

Вот главные штрафные расценки, назначаемые в ситуации нарушения правил перевозки больших крупногабаритных объектов и ПДД:

Статья КоАП РФНарушенияСумма
12.211 ч.1Перевозка груза без специального разрешения2000-2500 рублей на водителя, 15000-20000 на должностных лиц и 400000-500000 на юридических
12.211 ч.2Перевозка груза с габаритами, превышающими указанные в разрешении показатели1500-2000 рублей для водителей, для должностных 10000-15000 рублей, а для юридических 250-400 тысяч рублей
12.211 ч.3Перевозка груза с превышением массы показатели1500-2000 рублей для водителей, для должностных 10000-15000 рублей, а для юридических 250-400 тысяч рублей
12.211 ч.4Нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов и показателей1000-1500 рублей для водителей, для должностных 5000-10000 рублей, а для юридических 150-250 тысяч рублей

Данные штрафные санкции присуждаются, если будет нарушена перевозка крупногабаритных грузов. Они могут немного различаться, все зависит от ситуации и от особенностей зафиксированного нарушения ПДД.

Необходимые знаки оповещения

Современным законодательством установлены нормативы относительно того, какие знаки обязательно должны монтироваться на авто. Среди нужно выделить такие правила перевозки:

  • Если по габаритам больше автомобиля и выступает спереди или сзади примерно на метр, а с боковой стороны на 40 см, он помечается знаком, что провозится «Крупногабаритный груз»;
  • При езде ночью или при слабой освещенности, кроме данного правила, нужно также крепить на груз обычный световозвращатель или яркий фонарь. Спереди это устройство белого цвета, а сзади красного.

Разработаны правила не только для товара, но также для самого авто, которое доставляет тяжеловесный груз.

Если ширина авто больше 2,55 м, по параметрам высоты более 4 м, а по общей длине более чем 20 м, на него должны быть обязательно установлены особые опознавательные знаки с обозначением — «Негабаритный груз».

Также подойдут проблесковой категории маячки яркого желтого и более насыщенного оранжевого цвета.

Параметры негабаритного груза и его обозначение

Разрешение для транспортировки

Процесс перевозки грузов разным автотранспортом проводится исключительно с официальным разрешением.

На руки дается допуск на доставку после получения заявления, где указывается тип перевозимого груза, общая категория авто перевозок, вид и масса тяжеловесного груза и адрес общего нахождения, как товара, так и самого грузовика.

Грамотно составление заявление на законную выдачу такого документа, как разрешение на тяжеловесные грузы, подается в Министерство транспорта России или одно из его подразделений. Разрешение на законную перевозку тяжеловесных грузов бывает разной формы, их могут выдавать на разные сроки:

  1. Разовые справки на перевозку, если продукция тяжелая. Они предназначены для одной стандартной перевозки по ранее прописанному маршруту, по предварительно установленным срокам.
  2. Допуски на временной период на руки выдаются примерно на срок от месяца до трех, также это может быть число разрешенных перевозок за период.

Вместе с официальным разрешением на доставку и перевозку крупногабаритных и разных тяжеловесных грузов у сотрудников, перевозящих груз, обязательно должна быть в распоряжении схема запланированного маршрута и всех принимающих в доставке участие автомобилей.

После получения такого разрешения на руки, транспортная компания согласовывает транспортировку с ГИБДД. При проведении данного процесса определяются дополнительные условия к перевозке тяжелого груза.

Они основываются на полном обеспечении безопасности всех принимающих участие в правилах дорожного движения.

Разрешение на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов

На основании всех согласований на руки водителю выдается специальный пропуск, являющийся видимым для сотрудников ГАИ разрешением. Его помещают в правом нижнем углу автомобильного лобового стекла, этого требуют ПДД.

Основные правила

В процессе перевозки водитель обязан для обеспечения высокого уровня безопасности соблюдать определенные правила перевозки крупногабаритных и особых тяжеловесных грузов. Среди них можно отметить запреты, направленные на следующие действия:

  1. Отклонение от предварительно установленного для провоза маршрута.
  2. Превышение обозначенной в разрешении общей скорости и темпа дорожного движения.
  3. Проведение доставки в гололед или при плохой видимости.
  4. Перемещение по краю трассы, только если общий порядок не был определен четкими условиями транспортировки.
  5. Остановки вне предварительно установленных мест.
  6. Продолжение перевозки после обнаружения технических неполадок, которые могут угрожать общей безопасности производимого движения.
  7. Выезд на рейс с полностью просроченными документами или неграмотно оформленным официальным разрешением на транспортировку.
  8. Внесение в разрешение разного плана записей.

Водителю категорически запрещено уклоняться от предварительно разработанного маршрута. Путь обычно согласуется не только с руководством компании, но также с иными органами. Если на пути следования возникают обстоятельства, которые требуют смены маршрута, перевозчик обязательно должен получить на руки особый допуск на передвижение по совершенно новому пути, но строго в законном порядке.

Подводя итоги

Водитель должен по первому требованию отдавать в распоряжение профессионалам свой рабочий автомобиль для проведения полноценного контроля веса и на проверку разрешения на грамотную перевозку крупногабаритного груза. Подобный контроль и проверка на трассе проводятся в любое время.

Если были обнаружены те или иные нарушения, полная законная ответственность за них будет возложена на водителя или на собственников автомобилей. Это может быть не только ответственность, но также определенные изменения в процессе выбранного маршрута, оформления и обозначения груза.

Источник: https://naperevoz.ru/perevozki/vidy-pravila-perevozok/pravila-perevozki-tyazhelovesnyh-gruzov.html

Правила и рекомендации при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Перевозки на различное расстояние, в том числе заграницу, различаются по весовой категории груза. Отправка транспортных средств с негабаритным содержимым регулируется пдд (правилами дорожного движения).

Подобные перевозчики приравниваются к обычным легковым автомобилям, с вытекающими обязанностями и соблюдением всех правил.

После выполнения общих постановлений, к транспортным средствам применяются особые требования, связанные с составом и свойствами поклажи.

Негабаритный груз должен перевозиться в соответствии с особыми правилами ПДД

Особенности правил

Отправка любого специализированного транспорта – это тщательная подготовка, слаженное взаимодействие всех работников погрузочных станций и водителей, но главное, это гарантированная безопасность на дороге.

Перевозка крупногабаритных грузов включает в себя несколько этапов, от распределения нагрузки на автомобиль, до соблюдения технических рекомендаций во время путешествия, в правилах могут быть прописаны специфические изменения.

Водителям транспортных средств, предназначенных для отправки грузов (тяжеловесных), приходится оперировать знаниями, проявлять сноровку и бдительность.

Контроль за автомобильным транспортом, за нагрузкой на оси и основу конструкции, за поведением поклажи в дороге – всецело ложиться на отправителя и сопровождающих груз водителей. Транспортировка тяжеловесных грузов имеет ряд нюансов, но при должном выполнении всех инструкций и рекомендаций, подобный вид отправок может и должен быть безопасным, быстрым и качественным.

Водитель негабаритного груза должен обладать исчерпывающими знаниями и быть особенно бдительным

Специфика транспортных перевозок с крупногабаритным грузом

До момента отправки, поклажа и транспортное средство проходят тестирование, проверяются на наличие сертифицированных знаков и обозначений. Подобные проверки четко фиксируются и датируются, с подписями уполномоченных экспертов.

Без должной документации, ни один груз не может быть отправлен. Правила перевозки негабаритных грузов предусматривают порядок проведения осмотра автомобиля, а также соблюдение всех норм упаковки и установки поклажи внутри конструкции.

К транспортировке специализированным автомобильным транспортом допускается:

  • по объему и размеру (длина, ширина) подходящий размеру кузова или специального прицепа;
  • не влияющий на корректную работу автомобиля в целом;
  • не закрывающий специализированные приборы внешней части автомобиля (изменения видимости отсутствуют);
  • безопасный по составу;
  • в сопровождении с разрешениями и сертификатами, документами;
  • не деформирующийся в дороге;
  • не вступающий в реакции с окружающей средой или поверхностью кузова.

В тех случаях, когда проблемы с расположением тяжеловесного груза возникает в пути, водитель обязан устранить нарушения: собственными силами или прибегнув к помощи специалистов.

Если таковой возможности нет – действия водителям сводятся к прекращению движения по маршруту.

Для поклажи, строение которой предполагает небольшие выступы за пределы прицепа или кузова (метр с боковых сторон и полметра позади автомобиля), предусмотрены обозначения в виде наклейки «крупный».

В ночное время суток или при пониженной видимости на дороге транспорт, перевозящий габаритную поклажу, оснащается дополнительными осветительными элементами. Спереди автомобиля прикрепляется белые лампы, позади – красные фонари.

Специальные правила дорожного движения применяются к транспорту с перевозимым грузом, превышающим трех метров в общей ширине, в высоте – 4 метров, а по длине около двух. Подобные габаритные автомобили затрудняют проезд других машин на дороге.

Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов влечет за собой необратимые, страшные последствия для всех участников дорожного движения на трассе или магистрали.

Будь вы в легком автомобиле или за рулем специального транспорта (передвижение любым транспортом) – правила одинаковы для всех, но они могут получать изменение от начальных норм.

Негабаритный груз должен не выходить за границы прицепа и быть хорошо закрепленным

Организация безопасного движения транспорта с габаритным грузом

Перевозка тяжеловесных грузов специальным транспортом, соблюдая правила дорожного движения, осуществляется с учетом местности, по которой проложен маршрут отправки. Автомобильным транспортом с подобной поклажей проезд по населенным пунктам разрешается в определенное время суток, когда наблюдается наименьшая плотность общего движения автомобилей.

В ночное время пути транспорта обходят населенные пункты по отдаленным дорогам и магистралям. При необходимости, прямого указания в разрешении на транспортировку крупногабаритной поклажи, назначается сопровождение в виде легкового или специализированного автомобиля.

Сопровождение груза ГАИ происходит при условиях, когда транспортное средство по габаритам превышает четыре метра в ширину, а в длину до тридцати.

Скорость движения легкового автотранспорта или грузового автомобиля, при наличии в кузове или прицепе габаритного груза, устанавливается государственной инспекцией. Для дорог ограничение по скорости составляет 60 километров в час и 15 для мостовых. При разработке маршрутов учитываются скоростные ограничения, для удобства и оперативности отправки габаритного груза.

При отправке тяжеловесных грузов воспрещается отклонения от маршрута без весомых причин, превышение скорости автотранспорта, несоблюдение сезонных особенностей покрытия дорог – гололед, мокрый и скользкий от дождя асфальт, а также нарушением есть экстренные остановки в неположенных местах.

Автомобильным транспортом (водителем) четко регламентируется изменения дорожного маршрута в виде объяснительной записки с формулировкой причин.

В ночное время автотранспорт пускается по обходным магистралям

Меры осторожности при перевозке габаритных грузов

Безопасность для перевозчика и отправителя – это нерушимый постулат, вокруг которого выстраивается политика всей компании.

Для гарантии быстрой и качественной отправки на сложные маршруты отбираются только опытные, квалифицированные водители, работники, отвечающие за погрузку габаритного груза.

Наличие спецтехники и новейших устройств на автотранспорте минимизирует опасность в длительном пути, уменьшают нагрузку на конструкцию в целом.

Для каждого вида перевозки габаритного груза существуют отдельные инструкции, разъясняющие все нюансы, связанные с конкретным грузом. Так при отправке тралом или лафетами запрещено двигаться по обочине или останавливаться вне дороги.

К тормозной системе автомобиля выдвигаются особые требования, прицеп или кузов обязан оснащаться исправным стоячим тормозом.

Транспортное средство со встроенным тормозным механизмом при разрыве магистралей или непредвиденных препятствий – предупредит серьезную аварию, осложненную габаритным грузом и его нагрузкой на весь механизм.

Противооткатные упоры (4 штуки для транспорта с тяжеловесным грузом) станут дополнительным защитным средством для автомобиля. Кабина водителя оснащается двумя зеркалами с панорамой заднего вида. Знаки и обозначения в виде наклеек помогут проезжим машинам быстро сориентироваться относительно утяжеленного грузом транспорта.

В легком автомобиле, как в любом другом транспорте важна безопасность водителя и пассажиров, иначе садиться за руль нет никакого смысла, а при наличии в багажнике или кузове габаритного груза (перевозка автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с правилами поведения на дороге и законодательством) – эта задача удваивается.

LogoSkop > Правила перевозки > Правила и рекомендации при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Источник: https://logoskop.ru/perevozka/pravila-negabaritnyh-gruzov.html

Организация перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

0908

Часто транспортно-логистическим компаниям приходится сталкиваться с нестандартными задачами, требующими максимального профессионализма и ответственности. Одна из них – организация перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза.

К такому виду грузов относятся конструкции, которые превышают по массе допустимые пределы или не вмещаются в стандартные транспортные средства, при этом разделить или разобрать их нельзя. Это могут быть различные трансформаторы, генераторы, буровое оборудование, специальная техника и многое другое.

Чтобы перевезти такой груз, нужно решить ряд важных вопросов: оформить разрешительные документы, согласовать маршрут, разработать схему передвижения, организовать сопровождение. Поэтому крайне важно знать все особенности доставки негабарита и соблюдать установленные правила.

В противном случае, грузоотправителю будет грозить большой штраф.

Что такое негабарит

К крупногабаритным и тяжеловесным грузам относятся те виды конструкций, которые превышают допустимые значения по нескольким параметрам:

  1. По длине – для автопоездов более 20 метров, для одиночных ТС, прицепов – более 12 м. Свес груза не может превышать длину ТС более чем на 2 метра.
  2. По высоте вместе с автомобилем – не более 4 метров.
  3. По ширине. Для любого транспорта – не более 2,55 метров, для изотерм – не более 2,6 метров.
  4. По массе. Не должна превышать предельные осевые нагрузки или установленные нормы массы (вместе с транспортом).

Если любое из указанных значений выше, то для транспортировки нужно получить разрешение.

Кто выдает разрешения на перевозку нестандартных грузов?

В данном случае все зависит от маршрута передвижения транспорта. Например:

  1. Когда путь или его часть проходят по трассам федерального значения или по нескольким субъектам РФ, разрешение выдает Росавтодор.
  2. Когда путь проходит по дорогам межмуниципального или регионального значения в границах одного субъекта, но не по федеральным трассам, разрешение получают в органах исполнительной власти этого субъекта.
  3. Когда маршрут проложен по автострадам местного значения в одном муниципальном районе, документы оформляют в органах местного самоуправления.
  4. При перевозке по автодорогам местного значения в границах одного поселения разрешение нужно получать в органах местного самоуправления этого поселения. Это касается и городского округа.
  5. Разрешить передвижение по частной дороге может только ее собственник.

Чтобы оформить разрешение в любом из перечисленных органов власти, нужно подать пакет документов. Он включает в себя:

  • заявление установленной формы, в котором указывается маршрут, тип и сроки доставки, характеристики груза, сведения о транспорте, информация по организационно-правовой форме компании-перевозчика;
  • копии свидетельства о регистрации или паспорта транспортного средства;
  • схема ТС;
  • сведения о требованиях к доставке груза.

После подачи документов нужно подождать некоторое время. В среднем это 11 дней, но сроки ожидания могут и затянуться.

Разрешение бывает одноразовым или многоразовым. Многоразовое выдается на несколько одинаковых поездок по одному и тому же маршруту с однотипным грузом.

Особенности получения разрешительной документации

Может случиться ситуация, когда на согласование маршрута уходит большее количество времени. Обычно это происходит тогда, когда нужно получить разрешение на специальный проект организации перевозки нестандартных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Специальный проект разрабатывается в нескольких случаях, например:

  • Если высота конструкции вместе с ТС превышает 4,5 метра, для доставки потребуется разработка особого маршрута. Двигаясь по дорогам, автомобиль не должен проезжать переезды, тоннели, двигаться под мостами, линиями электропередач. Если не удастся этого избежать, потребуется привлечение спецтехники, строительство объездов.
  • Если ширина груза более 5 метров, а длина более 35 метров, также потребуется разработка специальной схемы доставки, согласование графика движения, принятие повышенных мер безопасности.
  • Когда вес груза более 44 тонн, нужно не только согласовывать маршрут, но и оценивать способность автомобильных дорог выдерживать значительную нагрузку. При необходимости дорожное покрытие может усиливаться.

Во всех перечисленных случаях схема грузоперевозки, варианты проезда ТС, меры по обеспечению безопасности согласуются с теми, кто владеет определенными объектами инфраструктуры (линиями электропередач, тоннелями, мостами и прочее), и с органами ГИБДД. Конечно, сроки выдачи документов значительно увеличатся, а за мероприятия по организации пути следования груза придется дополнительно заплатить.

В каких случаях не нужно получать разрешение?

Оформлять документы не обязательно, когда вес груза вместе с ТС или нагрузка на оси превышает допустимые пределы не более чем на 2%. Если значение больше, но меньше 10, то оформить разрешение можно в упрощенном порядке.

Важно! Нельзя перевозить тяжеловесные или крупногабаритные делимые грузы. Если они разбираются без повреждений, значит и транспортировать их нужно в демонтированном виде.

Автомобили сопровождения

Часто для доставки крупнотоннажных и нестандартных грузов организуется специальное сопровождение.

Его задачи – заранее предупреждать поток встречных машин о возможной опасности, приостанавливать движение на время маневрирования автопоезда с большим заносом, замерять предварительно высоту линий электропередач и выполнять ряд других действий для беспрепятственного проезда автотранспорта с грузом.

Существует два варианта сопровождения – автомобиль прикрытия и, непосредственно, машина сопровождения.

Автомобиль прикрытия выделяет перевозчик или отправитель товара. Можно нанять его со стороны. Он сопровождает процесс тогда, когда высота ТС вместе с грузом превышает 4,5 метров, ширина конструкции выходит за пределы транспорта на 3,5 метров или длина товара превышает 25 метров.

Автомобилей прикрытия может быть несколько. Они следуют либо за транспортом, либо перед ним – это зависит от характеристик груза. Если он высокий, сначала идет машина прикрытия для проведения замеров высот линий электропередач, мостов и прочих сооружений.

Когда конструкции длинные, автомобили двигаются сзади, прикрывая едущий позади транспорт от длинномеров. При большой ширине ТС прикрывают спереди, чтобы предупредить о потенциальной угрозе.

Случаи, при которых требуется привлечение автомобилей прикрытия, а также их количество, регламентируются специальными Правилами обеспечения безопасности. Такие машины обозначаются тремя способами:

  • желто-оранжевыми светоотражающими полосами;
  • двумя оранжевыми или желтыми проблесковыми маячками, которые устанавливаются на крыше;
  • светоотражающими информационными табло, на которых написано «Большая длина» или «Большая ширина».

Автомобили сопровождения – это машины ГИБДД. Они необходимы при прохождении ТС с нестандартным грузом по оживленным участкам автострады с большим движением, если транспорт частично занимает встречную полосу при ширине груза более 4 метров или длина автопоезда превышает 30 метров. Автомобили сопровождения используются и тогда, когда требуется дополнительно регулировать дорожное движение.

Прочие меры безопасности

Существует ряд сопутствующих мер безопасности, применяемых при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Так, транспортное средство, выполняющее доставку, должно обозначаться специальными знаками:

  • «Автопоезд» — три лампочки, расположенные на крыше автомобиля с одним или несколькими прицепами;
  • «Крупногабаритный груз» — для конструкций, выступающих за пределы ТС по длине больше чем на 1 метр, а по краям больше чем на 0,4 метра;
  • «Длинномерное транспортное средство» – для автомобилей с длиной более 20 метров.

Важно соблюдать скоростной режим. Допустимая скорость автомобиля определяется при разработке маршрута, выдаче разрешительной документации, отдельно для каждого конкретного случая.

Скорость зависит от характеристик груза, сезонности, погодных условий, особенностей ландшафта местности, дорожного покрытия. При перевозке с сопровождением скорость не может превышать 50 км/ч.

При движении под или по искусственным сооружениям она не должна быть более 15 км/ч.

Категорически запрещается:

  • уклоняться от маршрута;
  • передвигаться в гололед, во время снегопада или при плохой видимости (минимум 100 метров);
  • ехать по обочине;
  • останавливаться в дороге, если это не специальная стоянка;
  • перевозить товар, когда автотранспорт неисправен и это угрожает безопасности движения;
  • продолжать грузоперевозку при смещении конструкции или ослаблении крепежа.

Любые изменения в установленном маршруте необходимо согласовывать, получать разрешения. В противном случае, перевозчик получит большой штраф. Штрафные санкции могут применяться и тогда, когда замеры груза в процессе его следования показали отклонения в значениях параметров и массы, указанных в сопроводительных документах.

Особенности процесса доставки

Чтобы избежать проблем в процессе грузоперевозки, необходимо тщательно к ней подготовиться. Грузоотправитель должен найти транспортно-логистическую компанию с хорошей репутацией, которая обладает значительным опытом и навыками в сфере доставки негабарита. Задачи перевозчика:

  • рассчитать технические возможности транспортных средств, грузоподъемность машин;
  • оценить существующие дороги с точки зрения их использования в экстремальных условиях;
  • учесть все требования к процессу перевозки;
  • рассчитать сроки и объемы доставки, капитальные затраты на подготовку процесса;
  • провести согласование грузоперевозки в уполномоченных органах.

Особенно важно учесть характеристики перевозимых конструкций, провести эффективные технические и организационные мероприятия, применяя специальные технологии, от которых зависит безопасность, надежность процесса.

Доставка крупнотоннажных и нестандартных изделий может включать в себя разные виды работ. Среди них:

  • погрузка-разгрузка, в том числе перевалка с одного вида ТС на другой;
  • усилений покрытий дорожного полотна, мостовых сооружений;
  • реконструкция инженерных коммуникаций, линий связи, электропередач;
  • строительство подъездных дорог, объездов;
  • реконструкция транспортных средств;
  • изготовление нестандартной оснастки или технологического оборудования;
  • оформление разрешений на разных уровнях, решение вопросов со строительством, реконструкцией дорог и прочее.

Многие мероприятия требуют выполнения сложных проектно-конструкторских задач, поэтому особое место в организации процесса грузоперевозки имеет отлаженная транспортно-логистическая схема, которую могут разработать исключительно профессионалы.

Непосредственно перевозка негабарита проходит в несколько этапов:

  1. Подбирается транспорт с учетом габаритов, веса и других параметров перевозимых конструкций.
  2. Выбирается маршрут следования. Он зависит от особенностей, размеров, назначения товара.
  3. Оформляется разрешительная документация.
  4. Организуется сопровождение: автомобили прикрытия или органов ГИБДД.

задача логистов – обеспечить надлежащие условия транспортировки, безопасность груза и других участников дорожного движения. Документальное оформление выполняется только после согласования с заказчиком. Если процесс доставки организован правильно, грузоотправитель избежит непредвиденных расходов, порчи товара и сбережет свое время и нервы.

(1 5,00 из 5)

Дербеневская наб., 11МоскваРоссия+7 (495) 792-06-60

Загрузка…

Источник: https://unifs.ru/category/novosti-i-stati/organizatsiya-perevozki-krupnogabaritnyh-i-tyazhelovesnyh-gruzov

Правила и особенности перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Груз может быть не только крупногабаритным (а значит, требующим низкорамный транспорт), но и тяжеловесным.

К таковым относятся спецтехника и промышленное оборудование, готовые металлоконструкции, иногда — и каркасные постройки, трубы больших размеров и многое другое.

Все это необходимо перевозить на автомобилях: даже если вы выбрали в качестве основного транспорта судно или грузовой поезд, вам придется обратиться и за автоперевозками.

Что понимают под крупногабаритным и тяжеловесным грузом?

Критерии зависят от того, каким именно транспортом вы пользуетесь. Ниже приведены параметры грузов в случае с автомобильными перевозками.

В отличие от длинномерных грузов, крупногабаритным считается груз, чьи размеры превышают размеры грузовой платформы транспортного средства на:

  • 20 метров по длине;
  • 4 метра по высоте;
  • 2,55 метра по ширине.

При этом вес груза и его нагрузка на оси не должны превышать предельно допустимые показатели. Если груз весит больше, он является и тяжеловесным.

Тяжеловесный груз, согласно законодательству, весит больше максимальных показателей. Осевая нагрузка такого груза превышает от 5,5 до 16 тонн, общий вес (с транспортным средством) — от 18 до 44 тонн. Лимиты зависят:

  • в случае с осевой нагрузкой: от числа колес и осей; расстояния между осями; расчетной нагрузки на дорогу;
  • в случае с весом: от типа автомобиля и числа осей.

Таким образом, одновременно тяжеловесным и крупногабаритным может быть груз, чьи габариты и вес превышают установленные законом нормы.

Правила и особенности перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Крупногабарит перевозят в соответствии со строгим регламентом. Перевозчик обязан проработать и согласовать маршрут, оснастить транспортное средство соответствующими знаками, оформить документы.

Требования к автотранспорту

— Вес груза (груза вместе с прицепом) не должен превышать допустимые нагрузки, установленные заводом-изготовителем транспортного средства.

— Использовать колесные трактора как тягачи при перевозке по федеральным трассам и гусеничные при движении по дорогам запрещено.
Тормозная система автопоезда должна обеспечивать равномерное торможение без эффекта «складывания».

— Тягач должен быть оборудован устройством, с помощью которого можно остановить прицепы при разрыве соединений.

— Стояночный тормоз должен срабатывать на уклоне в 16 процентов.

— Автомобиль оборудуют противооткатными опорами.

— Грузовик оборудуют опознавательными знаками («Тяжеловесный груз», «Автопоезд» и т.д.) и световыми сигналами желтого либо оранжевого цвета.

Требования к перевозчику

— Перевозчик обязан соблюдать правила перевозки, иметь при себе все документы, следить за состоянием транспортного средства.

— Перевозчик не может отклоняться от маршрута, продолжать движение в гололед, при низкой видимости, ехать по обочине и останавливаться в непредусмотренных для этого местах. Он может двигаться по трассам вне населенных пунктов только в дневное время, а в населенных пунктах — в период наименьшей интенсивности движения.

— Перевозчик обязан организовать сопровождение.

Требования к документам

Транспортная компания, которая занимается перевозкой тяжеловесного или крупногабаритного груза, должна получить разрешение на доставку с указанием точного маршрута, типа груза, его основных параметров (габаритов и веса), типа транспортного средства. Заявление на разрешение можно подать в орган, отвечающий за состояние дорожных покрытий. Это может быть как федеральная дорожная служба, так и региональная инстанция.

Если груз незначительно превышает допустимые пределы, перевозчик может получить разрешение на транспортировки в течение определенного периода. В рамках этого периода он имеет право перевозить тяжеловесный и крупногабаритный груз. Если груз намного превышает лимиты, установленные законом, разрешение необходимо оформлять на каждую перевозку.

Ограничения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов

По факту, ограничения продиктованы только:

  • характеристиками и состоянием транспортных средств;
  • типом и состоянием дорожного покрытия;
  • наличием конструкций, которые преграждают путь (трубопроводы, мосты и т.д.);
  • временем суток, интенсивностью движения, погодными условиями.

Часть ограничений описаны выше. В частности, водитель не может двигаться:

  • при тумане, сильном дожде или снегопаде, в гололед;
  • ночью — по трассе за городом, днем — в населенных пунктах;
  • по обочинам и дорогам, не предусмотренным маршрутом.

Перевозчик не может организовать стоянку за пределами специально обустроенных площадок, двигаться без разрешения или с просроченным разрешением, брать груз свыше указанных в документах размеров и веса, а также заниматься перевозкой без машин сопровождения, если они необходимы.

Источник: https://www.wtransports.com/kak-perevozyat-tyazhelovesnyi-krupnogabaritnyi-gruz/

Перевозка крупногабаритных грузов

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Начиная изучение правил перевозки тяжеловесных грузов, остановимся на самом определении. Оно позволит понять, о чем пойдет речь далее.

Тяжеловесными называют грузы, масса которых вместе с самим грузовым транспортным средством превышает максимальные показатели разрешенной массы транспорта и допустимые осевые нагрузки. Так можно понять, что степень тяжеловесности определяется с учетом двух показателей:

  • общая масса груженного грузовика;
  • нагрузка, приходящаяся на оси.
  • Все случаи, связанные с перевозкой крупногабаритных грузов, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Если хотя бы один из показателей превышает допустимые нормы, объект является тяжеловесным. Для его транспортировки требуется оформление специального разрешения, а также обеспечение дополнительных мер безопасности.

Важно! При таких перевозках их организатор должен заплатить определенную денежную сумму за вред, наносимый дорожному полотну. Ее размер зависит от степени превышения допустимых показателей, типов и протяженности участков автомобильных дорог, по которым проложен маршрут грузовика.

Существующие категории тяжеловесов

Если брать за основу общую массу груза и грузовика, здесь имеют место такие допустимые параметры:

  • для двухосных одиночных грузовых авто – 18 тонн;
  • для трехосных – не больше 25 тонн;
  • для четырехосных – до 32 тонн;
  • если речь идет про тягач с прицепом или полуприцепом, для трехосных автопоездов максимальный показатель составляет 28 тонн. Для четырехосных – 36 тонн, если осей 5 и больше – до 40 тонн.

Если говорить про допустимые показатели нагрузки по осям, тут дела обстоят сложнее. Нужно учитывать разрешенные показатели, действующие по отношению к автодорогам, по которым передвигается грузовой транспорт. Все значения прописаны в специальной таблице, где указан максимально допустимый вес, который может передаваться колесами одиночной оси.

Важно! На практике автоперевозок тяжеловесными считаются объекты, масса которых превышает 23 тонны. Если она меньше, для перевозки может использоваться грузовой транспорт общего назначения.

Каким требованиям должен соответствовать транспорт, перевозящий тяжеловес

Правила перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов предполагают использование специальных транспортных средств. От обычных грузовиков они отличаются несколькими важными особенностями:

  • прицепы зачастую имеют низкую раму. Это облегчает процесс погрузки. Рама характеризуется усиленной конструкцией, что снижает вероятность возникновения в пути непредвиденных ситуаций, связанных с поломками;
  • некоторые варианты полуприцепов могут раздвигаться по ширине и длине, что упрощает погрузку и закрепление объекта, повышает безопасность транспортировки;
  • полуприцепы и тягачи предполагают наличие большого количества осей. Это исключает ответственность за перегруз по осям;
  • наличие особых рулевых механизмов на осях, облегчающее маневрирование груженного транспорта;
  • наличие специальных трапов, рассчитанных на заезд самоходной техники, перевозка которой запланирована;
  • тягачи характеризуются повышенной мощностью, оснащены высокопрочными прицепными устройствами;
  • наличие специального дополнительного оборудования и устройств, делающих перевозку более безопасной и удобной.

Перевозка крупногабаритных грузов автомобильным транспортом, не предназначенным для таких целей, выполняться не должна. Это чревато возникновением непредвиденных ситуаций в дороге, представляющих опасность не только для самого груза, авто и его водителя, но и для других участников дорожного движения.

Правила дорожного движения и перевозка негабарита

Перевозка негабаритного и тяжеловесного объекта регламентируется пунктом 23.3 ПДД. Он предполагает необходимость соблюдения таких условий:

  • груз не сказывается на качестве обзора водителя;
  • отсутствует негативное воздействие на устойчивость грузовика на дорожном полотне;
  • все сигналы, светоотражающие и другие опознавательные знаки, световые приборы открыты и работают без помех;
  • нет препятствий для восприятия водителем сигналов, которые подаются рукой;
  • отсутствуют чрезмерные шумы, не наносится вред дорожному полотну и окружающей среде.

Если говорить про штрафы, инспектора ГИБДД могут составить протокол по следующим вариантам нарушений:

  • отсутствуют разрешительные документы или в них есть ошибки, неточности. Водителя могут оштрафовать на 2000-2500 рублей, лишить водительского удостоверения на 4-6 месяцев. Для должностных лиц применяются более суровые меры;
  • габариты груза превышают указанные в разрешительных документах цифры на 10 и более см. Штраф 1500-2000 рублей, лишение права управления на 2-4 месяца;
  • масса груза или нагрузка на ось превышает допустимые параметры на 15 и более процентов. Штраф 1500-2000 рублей. Повысится взыскание, если имели место дополнительные нарушения, например, пересечение сплошной без обгона;
  • нарушение других правил транспортировки тяжеловесных грузов. Штраф 1000-1500 рублей.

Штрафуются и должностные, юридические лица. Для них штрафы составляют десятки и сотни тысяч рублей. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, к организации перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза необходимо подойти с максимальной ответственностью.

Источник: https://l-a-w.ru/auto/perevozka-krupnogabaritnyx-gruzov/

Транспортировка негабаритных грузов

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

В правилах дорожного движения Российской Федерации есть глава №23, которая регламентирует правила транспортировки грузов. Негабаритные грузы можно перевозить в соответствии дополнительными федеральными законами и приказами. В этой статье подробно рассмотрим, как можно перевозить негабаритный груз.

статьи:

Регламентирующие документы

На сегодняшний день разработано много документов, которые регламентируют разрешения и запреты на транспортировки грузов. Закон № 257-ФЗ определяет базовое регулирование перевозок негабаритных грузов.

Есть глава 5, в которой есть статья 31 включает в себя такие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основе этих нормативных актов, были созданы «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе указано, какой должен быть порядок организации перевозок, как обеспечить сохранность машин и контейнеров с грузами, условия транспортировки и условия предоставления автомобилей для перевозки грузов.

Существуют такие приказы и постановления, которые должен знать водитель-перевозчик и ответственный за перевозку грузов, а также сотрудник госоргана.

Приказы:

  • №107 — это регламент для контролирующих органов о том, как выдавать разрешения.
  • №258 — это правила выдачи разрешений.
  • №7 — этот приказ определяет, какие правила допустимы для перевозки негабаритных грузов.

Постановления:

  • №125 — постановление, определяющие как и какие нормы должны быть по весогабаритному контролю.
  • №934 + №12 — все о порядке размещения возмещения ущерба, в случае, если дорога повредилась в результате транспортировки крупногабаритных грузов.
  • №125 — по каким правилам проходить весовой контроль.
  • №211 — постановление по запрету на грузоперевозки.

Штрафы и наказания:

Статья 12.21.1 КОАП РФ содержит размеры штрафов, сколько и за что придется платить штраф по транспортировке крупногабаритных, тяжеловесных, негабаритных грузов. Узнайте, как проверить штрафы ГИБДД по правам водителя. Также можно проверить по номеру автомобиля.

Один из штрафов, например, если водитель не имеет спецразрешения, может штрафоваться на сумму 2000 руб. или, еще хуже, лишением прав на пол года. А должностного лица могут оштрафовать на сумму от 15000 до 20000 рублей. А, если это юридическое лицо (ЮР), то штраф до 500 000 рублей, за то, что допустил перевозку с нарушениями.

Насколько серьезно были нарушены правила перевозки таких грузов, от этого и зависит наказание. Не всегда могут быть наказаны ответственные лица и компания.

Что вы знаете о классификации автомобилей. Какие классы автомобилей бывают? Основное разделение — буквенное, например: А, В, С, D, Е …

Негабаритный груз — это

Негабаритный груз, он же — крупногабаритный, он же — тяжеловесный — это такой, вес и габаритные размеры которого превышают допустимые нормы, созданные министерством определенной страны.

Пдд рф устанавливает следующие параметры негабаритных грузов:

  1. Если багаж выходит за габариты машины более, чем на 1000 см.
  2. Если по бокам груз выступает более чем на 40 см от габаритных огней автомобиля.

Пдд о перевозке грузов

Пункт 23.5 в правилах дорожного движения информирует, что транспортное средство, которое осуществляет перевозку негабаритных грузов, должно обозначаться знаком «Крупногабаритный груз».

Кроме этого, в вечернее время суток, то есть от начала вечерних сумерек до начала утренних сумерек, и в дневное время в условиях плохой видимости, спереди транспортирующего средства должен быть установлен светоотражающий элемент или фонарь белого цвета, а сзади — светоотражающий элемент или фонарь красного цвета. Для движения по общим дорогам этих правил достаточно.

Специальные требования транспортировки грузов

Государственными органами установлены специальные нормы по транспортировке взрывоопасных, химических, горючих и других опасных грузов, длинномерных, негабаритных, тяжеловесных грузов.

Особые правила, которые необходимо соблюдать при управлении транспортом с грузом либо без:

  1. Если высота Транспортирующего средства больше 4 метром от дорожного покрытия.
  2. Если ширина ТС более 2,55 метров. Для прицепов-рефрежираторов (морозильников) и изотермических кузовов допустимая ширина не более 2,6 метров.
  3. Если длина автопоезда с одним прицепом более 20 метров.
  4. Если длина автопоезда с двумя и более прицепами более 24 метров.
  5. Если габаритные размеры перевозимого груза более габаритов машины на 2 метра (в высоту и в ширину).
  1. Если высота Транспортирующего средства больше 4 метром от дорожного покрытия.
  2. Если ширина ТС более 2,55 метров.

    Для прицепов-рефрежираторов (морозильников) и изотермических кузовов допустимая ширина не более 2,6 метров.

  3. Если длина автопоезда с одним прицепом более 20 метров.
  4. Если длина автопоезда с двумя и более прицепами более 24 метров.

  5. Если габаритные размеры перевозимого груза более габаритов машины на 2 метра (в высоту и в ширину).Дополнительно, если груз негабаритный, нужно разрешение от ГИБДД. Основное значение — это масса автомобиля вместе с перевозимым грузом.

Если маршрут транспортировки негабаритных грузов учитывает переезд через границу Государств, то надо исполнять требования законов страны, в которой перевозится груз.

В россии, определение «тяжеловесный» — это транспорт и груз, значения которых входят в один из следующих пунктов:

  1. Двухосные ТС с грузом, если их масса больше 18 тонн.
  2. Трехосные транспортные средства с грузом, если их масса больше 25 тонн.
  3. Четырехосные ТС с грузом, если их масса больше 32 тонн.
  4. Трехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 28 тонн.
  5. Четырехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 36 тонн.
  6. Пятиосный автопоезд с грузом, если их масса более 40 тонн.
  7. Шестиосный автопоезд с грузом, если их масса более 44 тонн.

Не менее строгие нормы — это распределение веса по осям.

Значение имеет и расстояние между осями, и нормы нагрузки автодорог. Нормы по допустимым нагрузкам на дороги устанавливаются при проектировании и строительстве дорог, например, есть разрешенная нагрузка на одну ось на 10 тонн, на 6, на 11, 5 тонн и т.д. Исходя из массы на ось, прокладывается маршрут.

Поэтому водителям дальнобойщикам приходится ехать не по короткому пути, а по разрешенному.

Знаки, используемые при транспортировке грузов:

Знак «Негабаритный груз»Знак «Автопоезд-длинномер»Знак «Длинномерное ТС»Если ТС перевозит груз, относящийся к опасному, то на нем должны быть установлен такой знак:Какие грузы считаются опасными. Смотрите классификацию:

Автомобиль прикрытия негабаритных грузов

До 2014 года можно было обходиться без обращения в органы Гибдд, если длина транспортного средства с негабаритным грузом была от 24 до 30 метров, а ширина — от 3,5 до 4 метров.

После 2014 года, если автомобиль гружен негабаритным (крупногабаритным, тяжеловесным) грузом, то он может следовать только, если есть автомобиль прикрытия.

Автомобиль прикрытия — это сопровождающий транспорт перевозящего негабаритного груза ТС.

Требования к автомобилю прикрытия:

  1. Сбоку должна быть нанесена желто-оранжевая полоса.
  2. Должны быть установлены рабочие желтые-оранжевые маячки.
  3. Должна быть установлена светоотражающая табличка или светящееся табло, информирующее других участников дорожного движения. Например, «Большая длина».

Международные и перевозки по России негабаритных грузов

Для перевозок грузов на пределы страны, на границе нужно показывать специально разрешающий документ. Без спецдокумента ТС будет задержано.

Федеральный закон №127-ФЗ регламентирует международные перевозки «негабаритов». Специальное разрешение можно получить только на 1 рейс (одноразовый). Его надо получать в Федеральном казенном органе «Росдормониторинг».

Чтобы получить разрешение, позволяющее транспортировать негабаритный груз за пределы страны, нужно написать заявление в «Росдормониторинг» или зарегистрироваться на сайте ГОСУСЛУГИ и подать соответствующую заявку. Такие документы можно получить и через фирм, предоставляющие такие услуги (посредники).

Межрегиональное разрешение надо получать, если придется пересекать две и более территориальные единицы верхнего уровня Российской Федерации. Межрегиональное разрешение можно получить, также, через сайт Госуслуги или написав заявление в одном из офисов Управления дорожным хозяйством РФ.

Как получить разрешение на перевозку негабаритов

Существует приказ №258 обязывает получать разрешение на перевозку негабаритных грузов. В этом приказе можно узнать следующую информацию:

  1. Условия приема и отказа в подаче заявления.
  2. Пошаговое описание получения разрешительного документа.
  3. Внешний вид документа и информация, которая должна содержаться в этом разрешении.
  4. Нюансы согласования транспортировки негабаритных грузов.
  5. Сроки получения разрешительного документа.
  6. Порядок выдачи разрешения или причины отказа.

В каких случаях запрещена перевозка таких грузов

Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов (объектов) может быть запрещена по следующим причинам:

  1. Груз мешает управлять машиной.
  2. Груженый автомобиль неуправляемый или трудноуправляемый, то есть после погрузки груза, машина становится неустойчивой. Обязательно надо учитывать риск опрокидывания при шквальном ветре.
  3. Габариты груза закрывают обзор видимости.
  4. Груз закрывает видимость госномера ТС, опознавательные знаки, фонари, отражатели.
  5. Если ТС или груз не подходит по параметрам экологичности, то есть из-за них загрязняется окружающая среда.

Правила негабаритных грузов

  • Машина, груженая негабаритным грузом может ехать только до 60 км/час.
  • При движении через мост, скорость должна быть не более 15 км/час.
  • Состояние ТС средства необходимо периодически проверять, например, через каждые 500 км.
  • Прицеп, на котором находится негабаритный груз, должен иметь исправный стояночный тормоз.

    Кроме стояночного тормоза, обязательно, должно быть специальное устройство, которое гарантирует остановку прицепа в случае, когда шланг пневматических тормозов, который идет от грузовика-тягача, разорвался.

  • Негабаритный груз должен быть хорошо увязан. Крепления груза надо периодически осматривать.

В этом видео показано, что может случиться, если не следовать нормам и правилам перевозки крупногабаритных грузов.

Сопровождение машины с негабаритными грузами.

Фото машин с негабаритными грузами

Удачи всем водителям и пассажирам на дорогах!

Источник: https://autostuk.ru/transportirovka-negabaritnyx-gruzov.html

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: